Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 21.01 76.44 -0.4289
EUR 21.01 86.82 -0.3103
Архив номеров

Солнцеликое божество

06:50 30.07.2015

Территория Ширинского района – кладезь природных и рукотворных памятников. Жители многих земель могут позавидовать ширинцам в возможности жить (в бытовой суете даже не замечая этого) среди столь красивой природы, в окружении курганов, стел и расписных скал.
Совсем недавно в ряд археологических шедевров добавилась и стала доступной для широкого обозрения плита с изображением солнцеликого божества, длительное время сокрытого на задворках огородов и засыпанного мусором. Она расположена в Шира, недалеко от Станции юных техников.
У многих людей наверняка возникает вопрос, откуда пришло к нам это божество, когда и кем была изготовлена эта плита и как теперь к нему относится?
Вероятнее всего стела была изготовлена в период Окуневской археологической культуры бронзового века, названной так по урочищу Окунев улус на юге Хакасии. Где в 1928 году был раскопан первый известный могильник этой культуры, процветавшей на нашей земле согласно новой радиоуглеродной, калиброванной датировке во второй половине III-начале II тысячелетия до нашей эры и оставившей многочисленные каменные стелы, менгиры и изваяния. Хотя некоторые небезызвестные ученые такие как Л.Р. Кызласов, Я.А. Шер и Л.С. Клейн и считают, что Окуневское искусство в своей основе более древнее, чем Окуневская культура и относят изваяния к IV тысячелетию до нашей эры, глубже Афанасьевкой культуры. В настоящее время ученые ещё не установили на каком языке говорили наши предшественники, но известно, что в антропологическом плане Окуневы были как типично монголоидного, так и типично европеоидного типа, без каких-либо следов монголоидной примеси, так и смешанного типа. Это объясняется тем, что физический тип сложился в результате смешения местного неолитического населения с выходцами из Средней Азии. Достижения этой культуры известны в научном мире, как «феномен Окунёвской культуры» оставившей не только видимые материальные памятники, но и повлиявшие на формирование последующих верований и идеологий. Так были времена, когда часть изваяний и стел использовали в своих ритуальных нуждах вновь пришедшие племена.
В этнографическое время (XVIII-начало XX века) уже непосредственно хакасы, как наследники древних культур продолжили традицию почитания каменных Кёзе (стел, изваяний) и Пичиктиг хая (рисунков на скальных выступах). Они органично вошли в традиционную трехмерную картину мироустройства и заняли место духов Среднего (иначе Солнечного) мира, став хозяевами отдельных местностей, а также прародителями отдельных родов или же их покровителями. Отличительной особенностью культа Кёзе в религиозно-мифологической системе хакасов, отличающей её от родственных систем Алтая, Тывы и Центральной Азии является тот факт, что часть изваяний и стел почитаются как женские божества, праматери, это например – знаменитые УлугХуртуйахтас, Иней тас, Хыргыс иней, Хыстас, Хозантас. По традиционным представлениям хакасов в Срединном мире, помимо людей, обитают также и различные духи, которые также являются творениями Неба (позднее ЧалгысЧайан/Бурхан или Худай). Эти духи не являются представителями абсолютного зла, они просто «иные/инаковые», и то, что для них благо, для людей плохо и наоборот. И соответственно контакты с ними для большинства не благоприятны и даже смертельны. И именно для защиты от таких нежелательных контактов и воздействий представителей мира невидимых существовали данные стелы и изваяния. Они считаются хозяевами определенных местностей, либо покровителями родов и могут защищать обратившихся к ним за помощью людей. Но для этого необходимо добиться их покровительства путем уважительного отношения и почитания (в виде молений и жертвенных даров) и тогда они окажут помощь в границе своей территории. Плита с изображением Солнечного божества не исключение, с позиции хакасских верований она олицетворяет собой покровителя и защитника.
Надо также отметить, что каменные менгиры и стелы в небольшом количестве встречаются в Алтае, Тыве, Монголии и довольно распространены во Франции (Бретань и т.д.), но нигде нет такого количества и в столь разнообразной форме, как в Хакасии.
Нельзя не упомянуть, что очень похожая плита только из красного песчаника и большего размера находилась у с. Онхаково в Аскизском районе, а ныне располагается в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова.
Можно сказать, что у ширинцев появилась редкая возможность насладится культурно-исторической ценностью и использовать её на благо. Верующие люди получат объект для почитания, в то время как атеисты очень значимый и прекрасно сохранившийся памятник истории, который несомненно не только украсит село, но и значительно выделит Шира на фоне как Хакасии, так и Сибирского региона, а гости села получат дополнительную возможность познакомится с древней историей республики. Но для этого необходимо в первую очередь обеспечить сохранность этого уникального объекта культуры, по законодательству все предметы археологии являются федеральной собственностью.
Самым лучшим вариантом будет создание небольшого сквера с «солнцеликим божеством» на том самом месте где он был поставлен много веков назад. Возможно, когда-нибудь он даже станет филиалом Ширинского краеведческого музея.

А.А. Бурнаков, научный сотрудник ХакНИИЯЛИ

3157

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom
Yandex.Metrica