Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 20.09 72.56 0
EUR 20.09 85.46 0
Архив номеров

Подростковый возраст и его особенности

2015-02-13

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит протестный оттенок. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями, отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

Часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, несовершеннолетний в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей.

Самооценка – противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохой успеваемости, браваде, невыполнении обязанностей. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость. 

В этот период особенно велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Не предъявляйте завышенные требования, честно указывайте на удачи и неудачи (причём удачи объясняйте способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой), не захваливайте, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует эффект неадекватности. Увлечение искусством, спортом, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с ребенком. 

Людмила Сухачева,

психолог Службы сопровождения отдела опеки и попечительства  УО Ширинский район

634

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom