Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 01.08 73.14 0
EUR 01.08 86.99 0
Архив номеров

Край Европы в центре Азии

2017-06-05

Хакасия неспроста считается Меккой для археологов – на небольшой территории сконцентрировано более тридцати тысяч археологических памятников, многие уникальны, значительная их часть расположена в нашем районе. Такое обилие говорит о богатом прошлом этой земли.
Эпоха царств и героев
В начале первого тысячелетия до нашей эры в СаяноАлтай и Восточный Казахстан из центральной Азии, пока до конца не понятно откуда именно, приходит новая волна переселенцев.
Карасукцев и пришельцев разделяет одна особенность – если первые верховую езду знали, то вторые ее активно использовали и, в первую очередь, для набегов на соседей. Изобретение верховой езды решило много проблем. Люди, жившие на юге и в центральной Монголии или рядом с китайскими границами, получили возможность организовать свой промысел. Скотоводческая экономика при высоких рисках приносит небольшой доход, часто случаются эпидемии, а накопить богатства позволяет торговля или война.
Часть этих воинственных племен откочевала на СаяноАлтай и принесла свои достижения. Этот рубеж очень четко датируется курганом Оржан в Туве: памятник однозначно принадлежит пришлым людям и не похож на другие – часть элементов из центральной Монголии, часть местных, но это совершенно другой курган, он огромен, порядка ста метров в диаметре. Первый по-настоящему царский курган, свидетельствующий о наступлении эпохи царств, княжеств, правителей и героев. Она получает свое выражение в феномене тагарской курганной архитектуры. Подобных мемориалов больше нет нигде в скифском мире. Раннетагарские курганы строились в качестве мемориала для погребения одного человека.
Предметы, найденные в этих захоронениях, отражают эпоху. Распределитель возжей становится символом статуса, принадлежности к определенной группе людей. Ножи становятся менее функциональными и более изящными.
Появился выносной камень, являющийся «заместителем» покойного, чтобы посетители не тревожили курган. Он же является показателем статуса.
Начинается Сарагашенский этап тагарской культуры, характерный тем, что металлические орудия, найденные вместе с останками и имеющие ритуальное предназначение, уже не функциональны, они – признаки положения. Большой курган теперь делается для всего клана. Герои уходят на задний план. Формируется стабильное общество, в котором жизнь проходит без особых потрясений.
В каждой последующей культуре Минусинской котловины видно взаимодействие разных племен. Тисинские курганы – это огромные склепы, в них может быть захоронено несколько десятков человек. В отличие от сарагашенского времени, люди строят их попарно или в одиночку так, чтобы было видно с разных сторон. Степняков снова начинает интересовать курганное строительство в силу того, что приходят другие племена и местным необходимо себя выделить. А новое население хоронит в грунтовых могильниках, которые зачастую размещаются около подобных тисинских склепов. Племена смешиваются, люди живут вместе, но хоронят в разных сооружениях, по разным обрядам. Тисинцы – последний всплеск тагарского курганного зодчества.
«Золотой век»
Шёлкового пути
Около 460 года из восточного Тюркистана приходят тюрки и кыргызы. Они приносят с собой таштыкские склепы, строящиеся по близким канонам тагарских, тесинских курганов. Появляются знаменитые таштыкские бюсты, маски, в которые помещался пепел кремированного тела. Судя по господствующему обряду сожжения и сложным манипуляциям с погребаемым телом, ученые до сих пор не понимают, что лежит в основе этой культуры.
Люди включаются в систему взаимоотношений, торговли и дипломатии с основными государствами, которые контролируют систему трансконтинентальной торговли, известной как Великий Шелковый путь.
Интересно, что на этой территории система лучше всего функционирует в период Тюркского каганата, правители – обеспечивают безопасность, а сардийцы, отдаленные потомки андроновцев, контролируют крупнейший трансрегиональный бизнес. Драгоценности, которые лежат в памятниках кыргызской аристократии, появляются здесь в середине седьмого века. Вместе с торговлей приходят религии: манихейство, христианство, буддизм.
В Минусинскую котловину не прекращается поток переселенцев из Европы, и какая-то часть людей, что фиксируется археологическими находками, приходит во время религиозной реформы в Хазарском каганате и принимает иудаизм.
Последняя миграция
В середине семнадцатого века в Минусинскую котловину из Европы откочевывают некоторые племена половцев, принося элементы конской упряжи и украшения.
Григорий ЧЕБОТАРЬ

1154

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom