Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 12.06 71.68 -0.5177
EUR 12.06 87.33 -0.4791
Архив номеров

Архиважное дело – архив

2017-03-23

В этом году архивной службе Хакасии исполняется 90 лет. В 2016 году Ширинский районный архив отметил 80-летие. В декабре прошлого года архивный отдел начал переезд из здания администрации в библиотеку, в результате чего площадь под хранение документов увеличилась на сорок процентов.
С помощью студентов аграрного техникума перевезли документы по личному составу – 16 700 единиц хранения, документы по основной деятельности организаций и сельсоветов – более восьми тысяч единиц хранения. Несмотря на переезд, архив находился в рабочем режиме, не прекращая прием граждан и работу с организациями.
Разговор нашего корреспондента о сохранении важных исторических источников состоялся с заведующей отделом Ольгой Матниной уже в новом, прекрасно оборудованном помещении.
– Основные источники комплектования архивного отдела – документы муниципальных организаций, управлений администраций. Отдел оказывает муниципальную услугу «Организация информационного обеспечения граждан, юридических и физических лиц на основе документов архивного фонда РХ и других архивных документов и оформление архивных справок». Предоставляем все виды сведений по документам, находящимся в архиве. Кроме личного обращения, запросы можно осуществить, позвонив по телефону: 9-1739, либо заказать на сайте госуслуг через МФЦ, либо послать запрос на электронный адрес arhivshira@mail.ru. У нас хранятся документы 12 крупных совхозов, ПМК-177, ПМК-7, СХТ, Фыркальской птицефабрики, Ширинского ДОКа, Элеватора, всех ЖКХ района, Госпромхоза «Хакасский», ТО «Новинка» и другие. Всего – 74 архивных фонда. К огромному сожалению, при ликвидации крупных предприятий района их документы не были сохранены в полном объеме. Последствия трагические. На ряд запросов нам приходится давать отрицательные либо неполные ответы, из-за неполного подтверждения стажа у людей нет достаточной пенсии.
Убедительная просьба ко всем действующим предприятиям: позаботьтесь о гражданах заранее, сохраняйте приказы по личному составу, ведомости по зарплате в надлежащем виде. Если возникают сложности в делопроизводстве, звоните. Всем оказываем консультативную помощь.
Заведующая говорит о наболевшем, ведь сколько слез, сколько трагедий разыгрывается перед глазами. В законодательстве не прописаны четкие нормы наказания за утрату документов, что позволяет недобросовестным работодателям увиливать от ответственности.
– Так, старательская артель «Восход», существовавшая с начала 80-х годов, – продолжает Ольга Матнина, – передала на муниципальное хранение только два тонких дела за 1995-1997 годы. Поэтому подтвердить стаж и выдать справки по зарплате всем остальным гражданам, работавшим на предприятии, мы не в состоянии.
Еще один яркий случай произошел в Воротах. В здании бывшей совхозной конторы «Восток» был брошен архив дел по личному составу. Силами главы Воротского сельсовета Петра Невидомского и нашего отдела документы были извлечены из-под развалин здания, администрация Ширинского района оплатила обработку документов, в настоящее время гражданам выдаются необходимые справки. Хотя при этом были утрачены некоторые ведомости по зарплате, большинство работников совхоза не могут получить положенную пенсию.
– Ольга Николаевна, каковы сроки передачи документов в архив?
– Муниципальные организации, управления администраций хранят у себя документы по основной деятельности, согласно действующему законодательству, пять лет. Затем документы передаются на муниципальное постоянное хранение в архивный отдел.
Документы по личному составу – приказы о приеме-увольнении, ведомости, личные карточки – на муниципальное хранение не передаются, пока предприятие действует. Руководители должны строго следить, чтобы они качественно велись и своевременно архивировались. Каждые три года составлялась опись дел (документов), законченных делопроизводством. По истечении делопроизводственного года документы упорядочиваются, согласно действующим нормам.
За утрату документов и несвоевременную их передачу в районный архив по Административному кодексу предусмотрено наказание.
– Cейчас формируется единый информационный архивный ресурс. Какова электронная база нашего архива?
– Перевести в электронный вид все сто процентов архивных документов не представляется возможным, дело очень трудоемкое, требует еще одной ставки специалиста. На сегодняшний день оцифрованы документы администрации района с 1976 по 2009 годы – 26 тысяч листов. Приоритетное направление оцифровки данного вида документов сложилось в связи с производственной необходимостью. Каждый третий запрашиваемый документ – решение райисполкома или постановление администрации, часто в большом количестве экземпляров. Электронная база данных значительно ускоряет и упрощает нашу работу.
– Есть онлайн-доступ к архивным источникам?
– Нет, потому что еще не накоплены документы для общедоступного пользования, архивные материалы содержат персональные данные граждан.
– С какими просьбами обращаются люди?
– Ежегодно в отдел поступает более двух тысяч запросов. Основные темы – подтверждение стажа, заработной платы, льготного стажа; выписки из постановлений и решений; копии архивных документов для подтверждения имущественных и земельных прав. С 2012 года архивный отдел работает с пенсионным фондом РХ по защищенной сети wipnet. Электронное взаимодействие ускоряет работу обеих организаций, не требуется курьерской доставки, используется электронная цифровая подпись. С 2015 года заключен договор с МФЦ, где можно заказать все виды архивных сведений.
Кроме основной работы, мы ведем краеведческое исследование, составляем историю каждого населенного пункта, всех крупных предприятий, составляем и уточняем листы переименований местных учреждений и организаций.
Обращаются граждане с просьбой в оказании помощи по составлению родословных. Но, так как в архиве находятся документы только советских периодов (самый старый документ датируется 1930 годом), такие запросы пересылаются в крупные архивы. Например, в госархиве РХ оцифрованы метрические книги церковных приходов и списки инородческих управ, исследователи могут оформить к ним удаленный доступ через интернет.
Мы осуществляем все виды консультативной помощи, поиск документов на всех сайтах российских архивов. Если интересуют какие-либо сведения из архива или организации другого региона, архивный отдел помогает составить заявление и переслать по нужному адресу. Все услуги предоставляются бесплатно. Исполнение запроса согласно административному регламенту производится в течение 30 календарных дней, оперативно – очередей на его подачу в архивный отдел не бывает.
Огромное количество писем ежегодно поступает c просьбой уточнить данные проживания родственников до 1924 года в Чебаковском районе. К сожалению, таких данных у нас нет. Большое количество документов увезены в Красноярск, Абакан, Томск из-за того, что в районе находилось много секретных и закрытых предприятий и учреждений.
– Есть в архиве сведения миграционной службы?
– Нет, документы федеральных органов власти и управления, суда, налоговой, ОВД, казначейства, кадастра и других, согласно действующему законодательству, хранятся либо на месте, либо в специализированных архивах республики.
Наша беседа неоднократно прерывалась: посетители приходили за справками, краевед из Фыркала А.Н. Ковалевский принес новые исследования – истории 15 сел Ширинского района. Всего он подготовил уже более 50 летописей. В 2013 году в архиве открыт личный фонд краеведа А.Н. Ковалевского.
– Что такое личный архивный фонд?
– Архивный отдел формирует личные фонды выдающихся граждан, научных деятелей, краеведов, исследователей, представляющих общественную, научно-историческую ценность для всех поколений. Он содержит в себе научно-художественные работы, фотографии, письма частного характера, статьи, документы. С согласия хозяина или родственников правообладателя личного архивного фонда эти документы могут быть скопированы, оцифрованы, использованы на выставках. Личный архив предоставляется для работы в читальном зале архивного отдела.
В настоящее время у нас есть архивные фонды основателя районного музея Д.С. Лалетина, краеведа А.Н. Ковалевского, а также коллекции – документы, содержащие личные данные ветеранов войны и труда.
Любовь ТАРАРИНА


По данным архивных документов ГКУ РХ «Национальный архив», Ширинский районный архив начал свою деятельность 25 октября 1936 г. До этого времени никакой работы в этой сфере не велось. А в 1941 и в 1943 годах в архиве района вообще не было работника. В 1944 году в архив приняли Резванцеву, по совместительству работавшую в ЗАГСе. Было выделено помещение, где разместились 18 архивных фондов, 811 единиц хранения.
27 декабря 1951 года Облисполкомом принято решение «О состоянии госархивов в районах Хакасской автономной области», где говорилось о неудовлетворительной работе Ширинского архива, об отсутствии нормального помещения. Имеющееся здание было тесным и плохо оборудованным, из-за чего часть документов пришла в негодность. Резванцеву сменила работник А.П. Селезнева, которая проработала до августа 1959 г.
С 6 августа 1959 года в архив назначен Иван Ильич Ефремов. Из характеристики, подписанной председателем исполкома Ширинского райсовета В. Антоновым: «…тов. Ефремов И.И. в работе дисциплинирован, работу знает и любит ее. Повышает свои политические знания – учится в начальной политшколе 2-го обучения... Работу заведующего райархивом обеспечивает».
С 26 апреля 1976 года по 30 августа 1985 года заведующей архивом работала Татьяна Михайловна Ткаченко.
С 23 сентября 1985 по 1 января 2015 года на должности заведующей Ширинским районным архивом трудилась Г.А. Безъязыкова. При Галине Александровне архив района значительно расширился.
В 1985 году районный государственный архив находился в здании исполкома в приспособленном помещении. Рабочая комната была отделена от архивохранилища дощатой перегородкой. Документы находились на трех полках, без коробок и связок, протяженность которых составляла 30 погонных метров, с загруженностью 100 процентов. Найти необходимое архивное дело было практически невозможно. По обогревательным трубам свободно перемещались крысы. В таких условиях пришлось работать недолго.
В 1986 году построено новое здание райисполкома, где было выделено большое для того времени помещение под архив и рабочая комната. На 1 января 1987 года в районном архиве числилось уже 58 архивных фондов, 3608 архивных дел.
Решением Ширинского районного Совета народных депутатов от 7 мая 1990 года районный государственный архив преобразован в архивный отдел райисполкома без изменения численности штатов. Г.А. Безъязыковой пришлось много потрудиться, принимая ежегодно на хранение все большее количество документов, за что она была награждена многочисленными грамотами и благодарностями.
В 2004 году архивному отделу была выделена ставка специалиста. Заведующей отделом является О.Н. Матнина, специалист отдела Ирина Лейман. С 1 января 2017 года архивный отдел перешел в подчинение управления культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации МО Ширинский район.

709

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 900x60px bottom