| Валюта | Дата | знач. | изм. | |
|---|---|---|---|---|
| ▼ | USD | 22.02 | 76.75 | 0.11 |
| ▼ | EUR | 22.02 | 90.28 | 0.11 |
На правом берегу реки Черный Июс, в 4,5 километрах от деревни Чебаки, на вершине горы Све-Тах располагается крепость, возведенная в эпоху бронзы (две тысячи лет до нашей эры).
Если вы уже представили себе 25-метровые массивные каменные стены с оборонительными башнями, выкопанный ров и перекинутый через него мост на тяжелых цепях, то лучше остановить свое воображение. Наша крепость намного древнее периода средневековья: люди не имели в те времена столь развитых технологий строительства оборонительных сооружений. Добавим сюда географические особенности, строение скальных пород, саму специфику ведения войн и получим совсем другую картину, впрочем, не менее интригующую.
Так что же все-таки представляет собой крепость Све-Тах?
Сооружение входит в территориальную группу памятников «све» (что означает на хакасском языке «крепость», соответственно, тах - «гора») междуречья Черного и Белого Июсов (девятнадцать строений из тридцати семи имеющихся в Минусинской котловине). Ранее они считались единовременными сооружениями. Однако в ходе последних исследований, стало ясно, что они не могут считаться единой системой фортификационных сооружений, связанных между собой. Поэтому будем рассматривать данную цитадель с точки зрения отдельно взятого строения.
Для начала оценим фортификационные укрепления. Само по себе географическое и рельефное расположение, выбранное зодчими, уже заставляет отдать должное прозорливости основателей крепости. Даже сейчас подняться на вершину цитадели, если не проблематично, то, по крайней мере, непросто, и это при том, что время сделало свое дело: гора обросла новыми пластами земли – подъем уже не такой крутой, как в стародавние времена. Помимо естественной преграды, у крепости две линии оборонительных стен – внешняя и внутренняя: плоские плиты песчаника и обломки рваного камня уложены друг на друга всухую. По прошествии тысячелетий высота стен значительно уменьшилась, но и сегодня она местами достигает полутора метров, а общая протяженность составляет двести десять метров. Кладка находится в очень хорошем состоянии, что говорит о мастерстве строителей.
Основная задача внешней стены заключалась в воспрепятствовании прорыву врага по седловине к вершине горы – цитадели крепости (размерами приблизительно сто шестьдесят на сто семьдесят метров). Непосредственно цитадель защищала вторая, внутренняя, оборонительная линия. Территория между двумя укреплениями имеет очень крутой наклон, что создает дополнительные сложности при подъеме на вершину, а значит, значительно препятствовала захватчикам при штурме. Всё эти факты в совокупности дают отчетливое представление – Све-Тах была практически непреступной.
Но что же находилось за массивными стенами? Территория между оборонительными линиями не имеет следов какой-либо деятельности или построек, что означает использование этой части сооружения только в качестве линии обороны. А вот сама цитадель наполнена признаками длительного пребывания и использования её людьми. Из строений здесь очень хорошо выделяются полуземлянка размером четыре на пятнадцать метров и две хозяйственные постройки четыре на пять и четыре на шесть метров, расположенные в западной части крепости. Все постройки прилегают к стене, что делает их, как и саму крепость незаметными, если смотреть на вершину горы, что свойственно данному типу оборонительных сооружений.
О том, каким образом использовались постройки можно только догадываться, однако, проанализировав находки археологических раскопок, начатых ещё в 1990 году и продолженных в 1995-1997 гг, мы приходим к выводу – они не относились к бытовым жилым комплексам. Экспедициями найдены осколки приблизительно шестидесяти девяти сосудов с ритмично повторяющимся орнаментом, ярко выраженной индивидуальностью по характеру и орнаментации. Керамический материал относится к Окунёвской культуре (второе тысячелетие до н.э.), что не удивительно, так как именно в период Окуневской эпохи све начинает свое функционирование и только вторично незначительно осваивается в Каменноложское время – конец второго-начало первого тысячелетия до н.э. Осколки костей от девятнадцати видов диких животных, в основном местной фауны. Каменные инструменты, наконечники стрел (семьдесят пять штук, шести типов из них тридцать два целых), шлифованные топоры (пять целых, одна заготовка и один обломок), скребловидные орудия (двадцать одно изготовлено из речной гальки и отщепов кремния), отбойники, абразивы, каменные грузила (тридцать три гальки, функциональное назначение не ясно). Тесло из нефрита, семь предметов украшений, один экземпляр изобразительного искусства (плита песчаника с выбитой антропоморфной личиной Окунёвского типа – первый случай обнаружения подобного предмета в горных све) и другие вещественные находки, содержавшиеся в культурном слое почвы (пятьдесят – девяносто сантиметров).
Как и у любой крепости, у Све-Тах была своя «ахиллесова пята», а именно – отсутствие постоянных источников воды внутри укреплений, что делает ее значительно уязвимой, особенно при длительных осадах, и заставляет неоднозначно интерпретировать данный исторический памятник. Выбор гор для возведения сооружения был направлен на присутствие образа крепости уже в самом рельефе вершины, пусть даже и в ущерб обороноспособности, а рукотворные стены должны были просто усилить цитадель. Данный довод, а также то, что при раскопках не обнаружено ни одного очага, позволяет по-разному трактовать значение сооружения – ритуальный центр, городище-убежище, сезонное охотничье поселение и даже крепость местной племенной аристократии, используемой скорее для демонстрации могущества и устрашения. Проанализировав различные аспекты функциональных возможностей, можно утверждать, что ни одна из рассмотренных ролей в полной мере не выражена, но с точки зрения архитектуры перед нами все основные признаки полноценной крепости.
Иван Щипцов,
директор Фыркальской школы
Оставить сообщение: